РУБРИКИ

Диплом: Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области

/p>

*- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица

Очевидно, что индивидуальные предприниматели обращаются чаще (40% от общего

количества), но берут небольшие кредиты (12% от общей суммы выданных

кредитов). Обратная ситуация наблюдается в отношении юридических лиц: 80%

общей суммы составляют кредиты, выданные юридическим лицам, тогда как по

количеству профинансированных проектов они занимают лишь 48%.

Фонд ежемесячно проводит мониторинг платежей заемщиков. При нарушении сроков

возврата, предусмотренных графиками, ведется претензионная работа,

применяются санкции, призванные повысить ответственность и заинтересованность

заемщиками в своевременном внесении платежей. Контроль за целевым

направлением денежных средств включает обычно 3 этапа:

1) расходование средств на приобретение оборудования/материалов,

предусмотренных бизнес-планом.

2) Организация производства/запуск объекта.

3) Поступление выручки от реализации продукции/услуг /12/.

При заключении соглашения о пролонгации кредитного договора принимается во

внимание не только объективная невозможность заемщика рассчитаться в

установленный срок, но и такие факторы как:

1) Целевое расходование средств Фонда:

2) Объективные препятствия, не позволившие выйти на проектную мощность по

бизнес – плану;

3) наличие условий, указывающих на возможность заемщика рассчитаться по

кредиту в случае увеличения срока действия кредитного договора /12/.

Для улучшения возвратности кредитов в 2000 году усилена работа по

рассмотрению документов, оценке финансового состояния заемщика и реальности

предлагаемого к финансированию проекта. По залоговым обязательствам

проводится экспертиза с целью определения реальной стоимости имущества и

возможности его быстрой реализации. Автотранспортные средства принимаются в

обеспечение только при условии страхования их в пользу Фонда.

По поручительствам оценивается финансовое состояние и уровень оборотов по

расчетным счетам организации, предоставляющей обеспечение. У заемщиков,

ведущих свою деятельность в районах области, обязательно запрашивается

поручительство Администрации района.

Данные таблицы 26 показывают, что основным видом обеспечения кредитов

является залог (65,2% в структуре обеспечения), при этом чаще применяется

залог товаров в обороте и залог оборудования. Нужно отметить, что залог

товаров в обороте возможен только в качестве дополнительного обеспечения.

В 2000 году произошло значительное сокращение залога недвижимости, причинами

которого явились высокая стоимость и формализованность процедуры оформления

залога.

Финансирование инвестиционных проектов позволило расширить деловую и

инвестиционную активность в сфере производственного предпринимательства. По

проектам, профинансированным в 2000 г., эффективность и результативность

мероприятий может быть оценена следующими показателями:

1) создано 90 новых рабочих мест;

2) поступления в бюджет и внебюджетные фонды составили около 5 млн. рублей;

3) объем произведенной продукции в стоимостном выражении составил более

30 млн. рублей

Таблица 26

Структура обеспечения выданных Фондом кредитов

Виды обеспеченияКоличество проектовСтруктура, %
Поручительство2231,9

Залог, всего:

в том числе

4565,2
залог товаров в обороте1014,5
залог недвижимости913,0
залог оборудования1014,5
залог автотранспорта811,6
залог движимого имущества34,4
Страхование710,2
Итого:69*100

*В ряде случаев практикуется одновременное применение нескольких видов

обеспечения – поручительство + залог, страхование + залог, поручительство +

залог + страхование. . .

Таким образом, в результате деятельности фонда поддержки и развития малого

предпринимательства в 2000 году было обеспечено увеличение рабочих мест в

сфере малого бизнеса на 2% и увеличение объема произведенной продукции на

2,2%.

Дальнейшая деятельность Фонда будет направлена на выполнение мероприятий

областной целевой Программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства

в Читинской области на 2001 – 2002 годы», принятой постановлением Читинской

областной Думы от 20.12.00 г.

2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого предпринимательства в

Читинской области на 2001-2002г.г.

Целью реализации Программы является развитие существующих и создание новых

малых предприятий, последовательное расширение сферы деятельности малого

бизнеса, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития малого

предпринимательства в Читинской области, обеспечение занятости граждан,

расширение рынков сбыта продукции малых предприятий, увеличение налоговых

поступлений.

В целом на финансирование реализации мероприятий Программы в 2001-2002 году

требуется 49 000,0 тыс. рублей. В структуре источников финансирования

наибольший удельный вес занимают средства областного бюджета и областного

Фонда (Рис. 3).

В бюджете Читинской области на 2001 год заложено 8 млн. рублей для

финансирования расходов на поддержку малого предпринимательства, что

составляет 0,19% от его расходной части. Нужно отметить, что доля бюджетных

средств на 2001 год для поддержки малого бизнеса увеличилась по сравнению с

2000 годом на 0,11%.

Диплом: Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области

Рисунок 3. Структура источников финансирования Программы

В соответствии с Программой приоритетными направлениями поддержки малого

предпринимательства на территории Читинской области являются:

1) производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

2) малое промышленное производство и производство импортозамещающих

товаров народного потребления;

3) малая строительная индустрия;

4) бытовое обслуживание населения;

5) транспорт;

6) дорожное хозяйство и придорожный сервис;

7) почтовый и информационный сервис;

8) инновационная сфера /3/.

Нужно отметить, что перечень приоритетных направлений является достаточно

широким и охватывает практически все отрасли производственной сферы, за

исключением торговли и общественного питания. Такая многонаправленность не

учитывает отраслевые особенности развития малого бизнеса, затрудняет выбор

наиболее приоритетных проектов при финансировании.

В структуре распределения программных средств наибольший удельный вес

приходится на финансово – кредитную поддержку малого предпринимательства

(91,9% от всего объема финансовых средств), увеличилась доля средств,

направляемых на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого

бизнеса (Таблица 27).

Таблица 27

Структура распределения программных средств в разрезе направлений поддержки

малого предпринимательства

Направления поддержкиСумма средств, тыс. руб.В % к итогу
123
Нормативно – правовое обеспечение 25,00,1
Финансово – кредитная поддержка45 040,091,1
Инновационная и производственная поддержка730,01,5
Формирование инфраструктуры поддержки и развития2450,05,0

Продолжение таблицы 27

123
Научно – методическое и кадровое обеспечение315,00,6
Формирование благоприятного общественного мнения о предпринимательской деятельности440,00,9
Итого:49 000,0100

Реализация мероприятий Программы позволит /3/:

1) Увеличить число субъектов малого предпринимательства, охваченных

Фондом и объектами инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, до 12

312 человек, что составит 38% от общего числа субъектов малого

предпринимательства области;

2) Увеличить объем производства продукции субъектов малого

предпринимательства, профинансированных из средств Фонда, на 33%, что

составит 248 185 тыс. рублей, из них 80% - продукция промышленности и

сельского хозяйства;

3) Увеличить налоговые поступления от субъектов малого

предпринимательства на 37,5%, что составит 34 188 тыс. рублей;

4) Создать и сохранить не менее 750 рабочих мест;

5) Привлечь инвестиции в малый бизнес в размере 34 млн. рублей.

Сравнивая современное состояние малого бизнеса с результатами реализации

программных мероприятий, можно отметить, что исполнение Программы должно

обеспечить увеличение числа занятых на малых предприятиях на 2% , подъем в

производстве товаров и услуг малыми предприятиями на 18,4% от уровня 2000

года. При этом в промышленности и сельском хозяйстве объем производства

вырос бы на 47%, а размер инвестиций увеличился на 49%.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С

ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ

3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки

малого бизнеса

Как показал анализ, реальный потенциал малого бизнеса, который так необходим

для динамичного экономического развития области, до сих пор не занял

соответствующего положения в экономике. В настоящее время уровень развития

малого предпринимательства является недостаточным с точки зрения требований

рыночного хозяйства. Концентрация числа малых предприятий на территории

области существенно ниже, чем требуется для оптимальной структуры рыночной

экономики. По оценкам Министерства экономики РФ и экспертов Российской

ассоциации развития малого предпринимательства, число малых предприятий для

создания критической массы малого предпринимательства должно быть как минимум

в 4 – 5 раз больше /3/.

При сохранении существующей тенденции развития малых предприятий кардинальных

изменений в сфере малого бизнеса в ближайшие годы не произойдет. Согласно

прогнозу, составленному на основе статистических данных и анализа влияния

малого бизнеса во второй части дипломной работы, число малых предприятий к

2003 году увеличиться на 4,3%, численность занятых - на 3,8%. Отраслевая

структура малых предприятий, численности занятых на них практически не

изменится, по-прежнему доминирующие позиции останутся за сферой торговли и

общественного питания (Таблица 28 ).

Объемы выпускаемой продукции и инвестиций как в целом по малым предприятиям,

так и в разрезе ведущих отраслей будут постепенно увеличиваться. В структуре

производимой малыми предприятиями продукции и услуг наибольший удельный вес

сохранится за сферой торговли и общественного питания, а наибольшая доля

инвестиций по-прежнему будет принадлежать строительству.

Таблица 28

Прогноз основных показателей развития малых предприятий до 2003 года

2000200120022003

Прогноз числа МП – всего, ед.

В том числе:

3 0953 1203 1713 228
Промышленность 561580590603
Строительство360369379382
Торговля и общественное питание1558157015901610
Другие отрасли602601612633

Прогноз численности занятых – всего, тыс. чел.

В том числе:

36 20936 29036 93537 585
Промышленность5 9765 9806 0906 230
Строительство2 1222 1692 2402 300
Торговля и общественное питание22 67122 69023 00023 320
Другие отрасли5 4405 4605 6055 725

Прогноз выпуска товаров и услуг - всего, в ценах соответствующих лет, млн. руб.

В том числе:

1350,21696,71992,22361,9
Промышленность390,1475,9553,4638,4
Строительство252,1327,7389,9444,6
Торговля и общественное питание486,5583,8665,5760,3
Другие отрасли110,9309,3383,4518,5

Прогноз объема инвестиций – всего, в ценах соответствующих лет, млн. руб.

В том числе:

69,7141,68165,11189,34
Промышленность22,546,7554,0761,61
Строительство23,835,4342,0348,34
Торговля и общественное питание1,352,313,926,74
Другие отрасли28,1651,1965,0972,65

Прогнозная оценка влияния малого бизнеса на развитие экономики области,

составленная на основе прогноза основных показателей развития малых

предприятий, свидетельствует о дальнейшем повышении роли малого бизнеса в

социально-экономической жизни области (Таблицы 29, 30, 31 ). Однако, темпы

роста влияния малого бизнеса на увеличение занятости, объемов производства и

капитальных вложений будут недостаточными для того, чтобы способствовать в

значительной мере экономическому развитию области.

Таблица 29

Прогноз удельного веса произведенной малыми предприятиями продукции (работ,

услуг) в объеме выпускаемой продукции по отраслям экономики до 2003 года, %

2000200120022003
Удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в объеме произведенной промышленной продукции4,04,14,34,6
Удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции0,50,60,60,8
Удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в объеме произведенной строительной продукции7,47,98,18,2
Удельный вес произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в объеме произведенной платных услуг населению6,87,48,18,8

Таблица 30

Прогноз удельного веса занятых на малых предприятиях в общей численности

занятых по отраслям экономики до 2003 года, %

2000200120022003
Удельный вес занятых на МП в общем числе занятых в экономике8,58,68,78,9
Удельный вес занятых на МП в общем числе занятых в промышленности9,59,49,69,7
Удельный вес занятых на МП в общем числе занятых в строительстве9,49,610,010,1
Удельный вес занятых на МП в общем числе занятых в торговле и общественном питании45,245,345,645,8

Таблица 31

Прогноз удельного веса инвестиций МП в общем объеме инвестиций и по отраслям

экономики до 2003 года ,%

2000200120022003
Удельный вес инвестиций МП в общем объеме инвестиций в экономике1,22,12,12,2
Удельный вес инвестиций МП в общем объеме инвестиций в промышленности1,62,83,53,6
Удельный вес инвестиций МП в общем объеме инвестиций в строительстве31,031,031,231.6

Очевидно, что для полного использования потенциала малого бизнеса в интересах

экономики области, необходимо создание благоприятных условий для его

развития. В этом деле первостепенная роль отводится региональным органам

государственной власти, формирующим политику поддержки и развития малого

предпринимательства на уровне области.

Предшествующий анализ региональной политики в области поддержки и развития

малого бизнеса показал, что в системе поддержки произошли качественные

изменения, но тем не менее вклад данной политики в усилении роли малого

бизнеса в экономике достаточно скромен. Поэтому совершенствование механизма

поддержки малого бизнеса важно не само по себе, а именно в той степени, в

которой это будет способствовать устойчивому экономическому развитию области.

В соответствии с этим критериями эффективности реализации областной программы

поддержки и развития малого предпринимательства должны стать показатели

роста влияния малого бизнеса в развитии экономики области. В перечень данных

критериев должны войти следующие показатели:

1. Обобщающий показатель эффективности региональной программы (Эо ):

Эо=Рс / Зс,

(1)

где Рс - совокупные результаты, полученные от реализации программы

(сумма произведенной малыми предприятиями продукции, работ и услуг или сумма

налогов, уплаченная в бюджет);

Зс – совокупные затраты в течение срока реализации программы

(например, бюджетные средства, выделенные на финансирование программы).

2. Доля малых предприятий в налоговых доходах бюджета (Дб ):

Дб=Нмп / Нб * 100, (2)

где Нмп – сумма налогов, уплаченных малыми предприятиями;

Нб – налоговые доходы бюджета.

3. Доля малых предприятий в валовом региональном продукте (Дврп ):

Дврп=Пмп / ВРП * 100, (3)

где Пмп – объем продукции, произведенной субъектами малого

предпринимательства, в денежном выражении;

ВРП – объем валового регионального продукта (руб.).

4. Плотность малых предприятий (Р):

Р=Кмп / Ч*100, (4)

где Кмп – количество малых предприятий в регионе;

Ч – численность населения региона.

5. Доля занятых в малом бизнесе в экономически активном населении региона (Д

ч ):

Дч=Чмп / Ча*100, (5)

где Чмп – численность занятых в малом бизнесе;

Ча – численность экономически активного населения региона.

6. Доля созданных на малых предприятиях рабочих мест в общей численности

экономически активного населения (Дс ):

Дс=Чн / Ча*100, (6)

где Чн – количество новых рабочих мест, созданных в сфере малого бизнеса

Таким образом, совершенствование механизма поддержки малого

предпринимательства должно способствовать более быстрым темпам роста влияния

малого бизнеса на развитие экономики области, по сравнению с прогнозной

оценкой. В соответствии с этим одной из главных задач государственной

политики поддержки малого бизнеса является поиск и использование новых

возможностей для увеличения роли малых предприятий в социально-экономической

жизни области.

В данном направлении перспективным является создание нормативно-правовой

базы для формирования кредитных и страховых союзов, кооперативов как основы

взаимного финансирования и кредитования субъектов малого предпринимательства.

В случае успеха «задолженность» перед бюджетом по налогам возвращается

сторицей за счет расширения налогооблагаемой базы, повышения товарооборота.

На сегодняшний день остаются неиспользованными возможности привлечения в

малый бизнес финансовых средств с помощью создания системы финансирования

малых предприятий на основе предоставления гарантий Администрации области

банковскому сектору.

Подтвержденная опытом других регионов эффективность лизинговых операций в

сфере малого бизнеса свидетельствует о необходимости развития лизинга как

инструмента поддержки малых предприятий в нашей области.

В соответствии с производственной специализацией экономики области увеличения

влияния малого бизнеса в промышленности, особенно в горнодобывающей и

сопутствующих ей отраслях, должно являться наиболее приоритетным направлением

в политике государственной поддержки малых предприятий. Для стимулирования

развития малого бизнеса в промышленности наиболее эффективным средством

является создание механизма льготного налогообложения малых предприятий,

занимающихся приоритетными для экономики области видами деятельности.

Перспективной возможностью для увеличения роли малого бизнеса в экономике

области, особенно в промышленности, является привлечение малых предприятий к

поставкам продукции и услуг для областных и муниципальных нужд.

3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа

Областной государственный заказ представляет собой свод потребностей в

поставках товаров, работ, услуг необходимых для решения вопросов,

относящихся к ведению области и финансируемых за счет доходов областного

бюджета, субвенций и субсидий, получаемых из федерального бюджета, а также

создания и поддержания резервов для ликвидации последствий стихийных

бедствий, чрезвычайных ситуаций. Эти потребности формируются по

подразделениям социальной сферы (медицина, образование, социальное

обеспечение) для реализации федеральных и областных целевых программ в части

финансирования из бюджетов всех уровней, по объектам капитального

строительства, поставки товаров в районы Крайнего Севера и приравненных к ним

местностей, а так же по материальным затратам, связанным с содержанием

органов государственной власти области /27/.

Формирование областного заказа ведется для расширения и стимулирования

участия в социально-экономическом развитии предприятий, организаций и

учреждений, расположенных на территории области. Размещение заказов на

поставку продукции для областных государственных нужд должно осуществляться

путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов. При заключении

государственных областных заказов основой расчетов должны быть принципы

использования бюджетных средств «внутри области», сохранения и увеличения

числа рабочих мест, что в конечном счете, будет способствовать снижению

социальной напряженности в коллективах и одновременному увеличению

налогооблагаемой базы.

Исходя из вышесказанного, следует, что формирование областного заказа

является дополнительной возможностью для развития предприятий области, в том

числе и для малых предприятий. В перечень продукции, закупаемой для

государственных нужд за счет областного бюджета, помимо продукции,

производимой преимущественно крупными предприятиями области (например, уголь,

электроэнергия и т. д.), входят товары и услуги, производство которых

налажено и в малом бизнесе (Таблица 32).

Таблица 32

Прогноз объемов некоторых видов продукции, закупаемой для обеспечения

государственных нужд за счет средств областного бюджета на 2001 год*

Наименование продукцииОбъем
Древесина деловая, тыс. куб. м.12
Пиломатериалы, тыс. куб. м.4
Доска, тыс. куб. м.1,4
Столярные изделия, тыс. кв. м.8
Матрац, тыс. шт.3,1
Подушка, тыс. шт.2,1
Медицинский халат, тыс. шт.22
Пододеяльник, тыс. шт.22
Наволочка, тыс. шт.45
Простыня, тыс. шт.35
Костюм рабочий, тыс. шт.2
Полотенце, тыс. шт.1

*- в составлении прогноза участвовали Комитет ЖКХ и строительства, Комитет

здравоохранения, Комитет социального обеспечения и поддержки населения,

Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики.

В законе Читинской области "О государственной поддержке малого

предпринимательства в Читинской области" предусмотрено резервирование для

субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на

производство и поставку отдельных видов продукции для государственных нужд

области. Поэтому в разрабатываемом проекте закона Читинской области «Об

областном государственном заказе» должна быть предусмотрена статья,

свидетельствующая об обязанности государственного заказчика размещать

гарантированную долю заказов среди субъектов малого предпринимательства.

Статья должна отразить следующее:

Статья 11. Участие субъектов малого предпринимательства в поставках продукции

для областных государственных нужд

Заказчик при формировании и размещении заказов на закупку и поставку

продукции для областных государственных нужд обязан размещать у субъектов

малого предпринимательства определенную Главой администрации долю от общего

объема указанных заказов в стоимостном выражении на основе конкурсов,

проведенных среди субъектов малого предпринимательства.

Как известно, малое предприятие ограничено в оборотных активах, поэтому при

получении заказа на поставку продукции для областных государственных нужд

может испытывать трудности в поиске дополнительных оборотных средств. Такое

обстоятельство может служить серьезной преградой для участия малых

предприятий в выполнении областного государственного заказа. Решением данной

проблемы может стать возможность использования в рамках государственного

контракта схемы предварительной оплаты заказчиком поставок продукции для

областных государственных нужд. В связи с этим в проекте областного закона

«Об областном государственном заказе» статью 10, посвященную видам

экономического стимулирования поставщиков продукции для областных

государственных нужд, предлагается изменить следующим образом:

Статья 10. Виды экономического стимулирования поставщиков продукции для

областных государственных нужд

В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для областных

государственных нужд им могут предоставляться в соответствии с действующим

законодательством:

- льготы по налогам;

- целевые дотации и субсидии;

- бюджетные кредиты на льготных условиях;

- поэтапное финансирование (согласно государственному контракту);

- финансирование на основе авансовых платежей (в соответствии с

государственным контрактом).

Изменение проекта закона «Об областном государственном заказе» в соответствии

с выдвинутыми предложениями позволит обеспечить участие малых предприятий в

выполнении областных государственных заказов на поставку продукции для

областных государственных нужд.

3.3. Расчет экономической эффективности при размещении областного

государственного заказа на малом предприятии

Как было выявлено в анализе влияния малого бизнеса на развитие экономики

области во второй части дипломной работы, более 90% от объема производимой в

области продукции легкой промышленности приходится на долю малых предприятий.

Поэтому областной государственный заказ на швейную продукцию для нужд сфер

здравоохранения и социального обеспечения должен быть предоставлен на

конкурсной основе, именно, малым предприятиям.

Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа

способствовало бы не только созданию новых рабочих мест и увеличению

налоговых поступлений, но и получению дополнительной прибыли предприятиями.

Таким образом, экономическая эффективность от исполнения малым предприятием

областного государственного заказа может быть оценена по следующим основным

показателям:

1. увеличение числа занятых,

2. увеличение размера налоговых поступлений,

3. увеличение объема прибыли предприятия.

Оценка экономического эффективности при размещении областного

государственного заказа на поставку швейной продукции на малом предприятии

будет рассчитана на примере АООТ швейное объединение «Забайкалье»,

являющегося субъектом малого предпринимательства.

На сегодняшний день швейное объединение «Забайкалье» является одним из

наиболее конкурентоспособных предприятий легкой промышленности в Читинской

области. Продукция данного предприятия хорошо известна покупателям и

пользуется стабильным спросом на рынке. В результате реализации гибкой

ценовой политики цены на продукцию швейной фабрики «Забайкалье» являются

более низкими по сравнению с ценами на товары других местных производителей,

а также не превышают цены на аналогичные изделия, ввозимые из других

регионов. Поэтому при участии предприятия «Забайкалье» в конкурсном отборе

поставщика продукции для областных государственных нужд высока вероятность

того, что, именно, этому предприятию было бы отдано предпочтение.

Швейное объединение «Забайкалье» является прибыльным предприятием, однако для

расширения своей деятельности нуждается в дополнительных инвестициях. Участие

предприятия в выполнении областного государственного заказа позволило бы

предприятию получить дополнительную прибыль для дальнейшего ее инвестирования

в производственную деятельность.

Получение областного государственного заказа на поставку продукции для нужд

здравоохранения и социального обеспечения (медицинские халаты - 22 000 шт.,

наволочки – 23 100 шт., полотенце – 1 000 шт., подушка – 2 100 шт.) явилось

бы причиной для увеличения объема производства на предприятии. При этом

потребность в дополнительных производственных мощностях могла быть обеспечена

за счет оборудования и помещения, не эксплуатируемого в данное время на

предприятии.

В результате роста объема производства на предприятии возникнет потребность в

дополнительных трудовых ресурсах. Расчет суммарной трудоемкости изготовления

изделий для областного государственного заказа в соответствии с нормативной

трудоемкостью изготовления единицы изделия приведен в таблице 33.

Таблица 33

Расчет трудоемкости изготовления изделий для государственного областного заказа.

Вид изделияТрудоемкость ед. изделия, часОбъем изделий, шт.Общая трудоемкость, час
Халат мед.0,8122 00017 820
Наволочка0,0623 1001 386
Полотенце0,0321 000 32
Подушка0,2362 1002 418,7
Итого:19 733,6

При выполнении областного государственного заказа дополнительная потребность

предприятия в рабочих-сдельщиках, определенная по формуле 7, составит 11

человек.

Чдоп= Т / ЭФВ*Кв н, чел. (7),

где Т – трудоемкость изготовления изделий,

ЭФВ – эффективный фонд рабочего времени 1 работника (1736 ч),

Кв н – коэффициент выполнения норм (1,1).

Чдоп=19 733,6 / 1736*1,1=11 чел.

Как следует из таблицы 34, в структуре промышленно производственного

персонала достаточно высок удельный вес вспомогательных рабочих. В связи с

этим для выполнения областного государственного заказа предприятию не

потребуются новые рабочие для осуществления вспомогательных работ.

Таблица 34

Структура промышленно - производственного персонала

Кол-во, чел.Доля в общем числе, %
Среднесписочная численность79100
Основные рабочие4658,2
Вспомогательные рабочие2632,9
Управленческий персонал78,9

Еще до участия в конкурсном отборе поставщика продукции для областных

государственных нужд предприятию необходимо определить цены на продукцию, по

которым оно согласно выполнять заказ. В дальнейшем уровень цен будет

определен исходя из двух вариантов: первый – в соответствии с существующей

ценой продаж, второй – в расчете на рентабельность себестоимости единицы

продукции 30% .

Так как стоимость основных фондов не изменится, а фонд заработной

обслуживающего и управленческого персонала также не возрастет, можно считать,

что объем постоянных затрат на предприятии останется неизменным. При условии

увеличения объема производства сохранение постоянных затрат на прежнем уровне

приведет к снижению себестоимости продукции.

При расчете калькуляции себестоимости единицы продукции постоянные затраты

(затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы,

общехозяйственные расходы) распределяют пропорционально размеру заработной

платы основных производственных рабочих. При условии сохранения оплаты труда

на прежнем уровне изменение фонда заработной платы можно рассчитать исходя из

размера заработной платы основных рабочих в себестоимости единицы продукции,

умноженной на дополнительный объем выпускаемой продукции (Таблица 35).

Таблица 35

Расчет фонда заработной платы основных производственных рабочих, входящего в

себестоимость изделий для обл. гос. заказа

Вид изделияОсновная з/пл производственных рабочих в с/с ед. изд., рубОбъем изделий, шт.Фонд основной з/пл , руб.
Халат мед.5,1822 000113 960
Наволочка1,3523 10031 185
Полотенце0,411 000 410
Подушка1,432 1003 003
Итого:148 558

Для расчета коэффициентов сравнения постоянных затрат с размером заработной

платы основных производственных рабочих были использованы суммы затрат по

соответствующим статьям за 2000 год (Таблица 36).

При расчете калькуляции себестоимости продукции для областного

государственного заказа размеры затрат на основное сырье и материалы, на

электроэнергию на технологические нужды, на заработную плату основных

производственных рабочих, на отчисления на социальные нужды были перенесены

из калькуляции себестоимости, рассчитанной на предприятии (Таблица 37).

Таблица 36

Расчет коэффициентов сравнения постоянных затрат с размером заработной платы

производственных рабочих

До заказаС учетом заказа
1.Фонд з/пл производственных рабочих, руб483 170,59631 728,59
2.Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования262 918,91262 918,91
3.Коэффициент сравнения (стр.2/ стр.1),0,5440,416
4.Цеховые затраты, руб342 942,31 342 942,31
5. Коэффициент сравнения (стр.4/ стр.1)0,7100,543
6.Ощехозяйственные затраты, руб.726 487,87726 487,87
7. Коэффициент сравнения (стр.6/ стр.1)1,5041,150

Таблица 37

Калькуляция себестоимости изделий для областного государственного заказа

Халат мед.НаволочкаПолотенцеПодушка
12345
Затраты на основное сырье и материалы45,965,713,7849,93
Электроэнергия на технологические нужды2,310,10.090,4
Заработная плата основных производственных рабочих5,181,350,411,43
Отчисления на социальные нужды1,880,490,150,52
Итого переменные затраты55,337,654,4352,28

Продолжение таблицы 37

12345
Итого переменные затраты55,337,654,4352,28
Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования (0,42)2,180,570,170,6
Цеховые расходы (0,54)2,80,730,220,77
Общехозяйственные расходы (1,15)5,961,550,471,65
Итого постоянные расходы10,942,850,863,02
Полная себестоимость66,2710,55,2955,3

Как показывает данные таблицы 38, при установлении цен на уровне рыночных (1

вариант) рентабельность себестоимости на единицу продукции по разным видам

изделий значительно отличается. В условиях рынка предприятие устанавливает

цены на свою продукцию исходя не из запланированной рентабельности

себестоимости изделия, а в соответствии с ценами конкурентов и уровнем спроса

на рынке.

Таблица 38

Определение цен на продукцию для областного государственного заказа

Халат мед.НаволочкаПолотенцеПодушка
12121212
Полная себестоимость, руб.66,2766,2710,510,55,295,2955,355,3
Рентабельность, %47,330743057,5303030
Цена (без НДС)97,6286,1518,2513,658,336,8871,971,9
Цена с учетом НДС и налога с продаж123108,62317,210,58,790,690,6

В соответствии с рыночным уровнем цен на продукцию для областного

государственного заказа цена контракта составит 3 438 060 рублей, по второму

варианту – 2 985 480 рубля (Таблица 39).

Таблица 39

Расчет цены областного государственного контракта

Объем изделий, шт.1 вариант2 вариант
Цена ед, руб.Цена контракта, руб.Цена ед., руб.Цена контракта, руб.
Халат мед.22 0001232 706 000108,62 389 200
Наволочка23 10023531 30017,2397 320
Полотенце1 00010,510 5008,78 700
Подушка2 10090,6190 26090,6190 260
Итого3 438 0602 985 480

Дополнительный выпуск продукции, обеспеченный областным государственным

заказом, повлияет на увеличение прибыли предприятия. Расчет изменения прибыли

на предприятии был произведен исходя из новых объемов выручки от реализации

продукции и ее себестоимости. Повышение себестоимости производимой продукции

на 1 507 233 руб. было обусловлено ростом переменных затрат за счет

дополнительного объема производства товаров (Таблица 40). Дополнительный

выпуск продукции не приведет к изменению прочих операционных доходов и

внереализационных доходов и расходов. Сумма прочих операционных доходов

изменится за счет увеличения платежа по целевому сбору.

При установлении рыночного уровня цен на продукцию для областного

государственного заказа прибыль от продаж составит 3 444 282 рубля, что

обеспечит рентабельность продаж на уровне 41,4% (в базовом периоде – 39,7%).

По второму варианту прибыль увеличиться до 3 085091,5 руб., а рентабельность

продаж составит 38,7%. Таким образом при заключении областного

государственного контракта по ценам, рассчитанным исходя из рентабельности

затрат в размере 30 %, рентабельность продаж в целом по предприятию снизиться

на 1 % по сравнению с базовым периодом.

Таблица 40

Расчет изменения прибыли предприятия, руб.

В базовом периоде1 вариант2 вариант
В нов условияхИзменениеВ новых условияхИзменение
Выручка без НДС559826983268882 728 6197967697,52369428,5

Себестоимость.

В том числе:

33753734882606150723348826061507233
Постоянные затраты14015821401582 ___1401582 ___
Переменные затраты.19737913481024150723334810241507233
Прибыль от продаж2222896344428212233863085091,5862195,5
Прочие операционные доходы37 19437 194 ___37 194 ___
Прочие операцонные расходы114555,4114951,4 ___114951,4 ___
Внереализационные доходы ___ ___ ___ ___ ___
Внереализационные расходы83 95483 954 ___83 954 ___
Прибыль до налогообложения2061580,63282570,612209902923380,1861799,5
Чистая прибыль1340027,32133670,8793643,51900197560169,7

В результате расширения масштабов производственной деятельности предприятия

суммы налоговых отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды возрастут.

Однако, в рассматриваемом случае налогооблагаемая база для налогов на

имущество и на землю не изменится, поэтому данные налоги не повлияют на

увеличение размера налоговых платежей.

Расчет сумм увеличения налоговых отчислений был произведен в соответствии с

изменениями размера налогооблагаемой базы: для налога на прибыль – это

увеличение размера прибыли, для налога на пользователей автомобильных дорог –

увеличение объема выручки от реализованной продукции, для налога с продаж –

увеличение объема выручки с учетом НДС. По целевому сбору за право

использования слова «Забайкалье» в названии предприятия налогооблагаемая база

увеличилась в результате изменения числа рабочих (Таблица 41).

Таблица 41

Расчет сумм увеличения налоговых платежей

Ставка налога, %1 вариант2 вариант
Изменение налогооблагаемой базы, руб.Изменение суммы налога, руб.Изменение налогооблагаемой базы, руб.Изменение суммы налога, руб.
Налог на прибыль351220990427346,5861799,5301629,8
Налог на пользователей автомобильных дорог1272861927286,22369428,523694,3
Налог с продаж53274342,8163717,12843314,2142165,7
Целевой сбор31320039613200396
Единый социальный налог36,21485585377814855853778
Подоходный налог1314855819312,514855819312,5
НДС к уплате в бюджет201423326284665,21064135,5212827,1
Итого налогов976501,5753803,4

Более затруднительным оказался расчет по налогу на добавленную стоимость, так

как сумма уплаты налога в бюджет определяется по результатам сравнения

фактически полученных и уплаченных в процессе производственной деятельности

предприятия сумм налога. В данной ситуации сумму увеличения платежей в бюджет

по НДС можно оценить с помощью добавленной стоимости, которая будет создана в

результате дополнительного выпуска продукции. Вновь созданная добавленная

стоимость будет сформирована из сумм увеличения прибыли, фонда заработной

платы и отчислений на социальные нужды на предприятии.

Общая сумма дополнительных налоговых платежей в результате выполнения

областного государственного заказа составит по 1 варианту 976501,5руб., по 2

варианту – 753803,4 руб. Наибольший удельный вес в сумме увеличения налоговых

отчислений занимают платежи по налогу на прибыль.

Как следует из таблицы 42, участие предприятия в выполнении областного

государственного заказа позволит значительно улучшить основные показатели

производственной деятельности предприятия.

Таблица 42

Изменение основных показателей деятельности предприятия

Базовый периодС учетом гос. заказаПоказатель роста, %
1212

Выпуск

(без НДС), руб.

598 2698 326 8887967697,5148,7142,3
Налоговые платежи, руб.2015362,42991863,92769165,8148,5137,4
Чистая прибыль1340027,32133670,81900197159,2141,8
Среднесписочная численность, чел799090114,0114,0

В результате участия швейного объединения «Забайкалье» в выполнении

областного государственного заказа объем выпускаемой продукции на предприятии

увеличился бы не менее чем на 42,3%, прирост чистой прибыли составил бы не

менее 41,8%. Сумма налоговых платежей по второму варианту выросла бы на

37,4 % (Таблица 43).

Таблица 43

Основные показатели экономической эффективности выполнения областного

государственного заказа

1* 2**
абсолютноев %абсолютноев %
Увеличение выпуска продукции (без НДС), руб.2 728 719,348,72369428,542,3
Увеличение налоговых платежей, руб.976 501,548,5753 803,437,4
Увеличение чистой прибыли, руб.793643,559,2560 169,741,8
Увеличение численности, чел.1114,01114,0

* - по 1 варианту цена контракта - 3 438 060 руб.

** - по 2 варианту цена контракта - 2 985 480 руб.

Как показали приведенные расчеты, участие швейного объединения "Забайкалье" в

выполнении областного государственного заказа позволит создать на предприятии

дополнительные резервы для последующего увеличения его производственного

потенциала, укрепления позиций на рынке. Создание дополнительных рабочих

мест и увеличение налоговых поступлений в результате участия малого

предприятия в производстве и поставке продукции для областных

государственных нужд свидетельствует о возможности увеличения вклада малого

бизнеса в развитии экономики области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общая цель развития экономики, в том числе и малого бизнеса, - это создание

нормальных условий для жизнедеятельности населения. В условиях кризиса

российской экономики значение малых предприятий возрастает в силу того, что

они призваны значительно и без существенных капитальных вложений расширить

производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных

источников сырья; приблизить производство товаров и услуг к потребителю,

помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов,

ускорить развитие конкуренции, оптимизировать размещение производительных

сил.

Как показали проведенные в данной дипломной работе исследования, достигнутый

к настоящему времени уровень развития малого бизнеса в Читинской области

недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и

предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников

доходов за счет предпринимательской деятельности у экономически активного

населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

Поэтому региональная политика по развитию малого предпринимательства должна

формироваться исходя из цели активизации роли малого предпринимательства в

решении задач социально-экономического развития и совершенствования структуры

региональной экономики (рост количества субъектов малого предпринимательства,

численности занятых, доли малых предприятий в валовом региональном продукте,

прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре).

Необходима дифференциация мер государственной поддержки для начинающих

предпринимателей и действующих малых предприятий. Для первой категории особое

значение имеют проблемы профессиональной подготовки, микрофинансирования,

административных барьеров, связанных с регистрацией и лицензированием,

внешних консультационных услуг, производственных помещений, которые должны

решаться с помощью мер государственной поддержки. Действующие субъекты малого

предпринимательства нуждаются в привлечении инвестиционных и финансовых

ресурсов на рынке, доступе к поставкам продукции для государственных нужд,

лизинге оборудования, установлении долгосрочных субподрядных отношений с

крупными предприятиями, информации о рынках и технологиях, обучении

персонала, устранении препятствий в межрегиональном обмене .

В предстоящее десятилетие региональные органы власти должны

продемонстрировать заинтересованность в использовании потенциала малого

предпринимательства для решения стратегических задач социально-экономических

преобразований в соответствии с основными региональными интересами и создать

условия, обеспечивающие устойчивый рост и структурное совершенствование этого

сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и

инвестиционной привлекательности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ.

Федеральный закон РФ от 12 мая 1995 г. № 88 – ФЗ.

2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской

области. Закон Читинской области от 26 мая 1999 г. № 171 – ЗЧО //

Забайкальский Рабочий. – 1999.- 16 июня

3. Об областной целевой программе «Поддержка и развитие малого

предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы». Закон Читинской

области от 20 декабря 2000 г.- № 239 – ЗЧО. // Забайкальский Рабочий. – 2001.

– 10 января.

4. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы :

аналитический сборник – М.: Институт предпринимательства и инвестиций,1999.-

324 с.

5. Макаренко Т.Д., Лескова Т.М., Лосева Т.Н., Саркисян Л.Ю. Развитие

малого предпринимательства в Читинской области. – Чита: Изд-во ЗабГПУ,

2000.-103 с.

6. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и

содействие развитию. – М., 1999.- 352 с.

7. Экономика предприятия и отрасли промышленности: учебное пособие.-

Ростов на Дону: Феникс, 1999 .-608 с.

8. Организационно-экономические основы малого предпринимательства:

учебное пособие. – Чита.,1998.-142 с.

9. Ершова Ю.С. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. – М., 1996

. – 356 с.

10. Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. – М.: Институт

стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998. – 384 с.

11. Малый бизнес в России / Под ред. Винокура С.Ю., М: Финансы и статистика,

1998 . –326 с.

12. Отчет о деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской

области в 2000 г. // Азия-Экспресс. – 2001.-29 марта.

13. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в

России //Российский экономический журнал.- 1997. - №7.- с. 67-85.

14. Полтинина Е.В. Малые предприятия Иркутской области в 1998 // Вопросы

статистики.- 1998 . - №8. – с. 35-38.

15. Основные показатели деятельности малых предприятий за 1999 год.: стат.

бюллетень (по материалам единовременного сплошного обследования) /Облкомстат.

Чита, 2000.-46 с.

16. Читинская область в цифрах, стат. ежегодник в 2-х томах, Т.1.: стат. сб.

/Облкомстат. – Чита, 1999. – 170 с.

17. Читинская область в цифрах, стат. ежегодник: стат. сб. / Облкомстат. -

Чита, 2000.-384 с.

18. Основные социально-экономические показатели по муниципальным образованиям

Читинской области в 2000 г.: стат. бюллетень №7 /Облкомстат.-Чита, 2001. –168

с.

19. Основные показатели деятельности малых предприятий по отраслям экономики

Читинской области в 1999 г.: стат. бюллетень №6./Облкомстат.- Чита, 2000.-34

с.

20. Основные показатели деятельности малых предприятий по отраслям экономики

Читинской области в 2000 г.: стат. бюллетень №4./Облкомстат.- Чита, 2001.-34

с.

21. Российский стат. ежегодник: стат. сб. /Госкомстат.-М., 2000.-367 с.

22. О социально-экономическом положении Читинской области в 2000 г.

//Забайкальский Рабочий. – 2001. –26 января.

23. Кочетков В.В. Перспективы развития малого бизнеса в Иркутской области

/htth: //sdb –DIS. ASM.md./6 cience /center IRASVA, ntm/.

24. Форум по развитию предприятий и предпринимательства для Российской

Федерации /htth: //sdb –DEM. TSM.md./3 cience /center IRASVA, ntm/.

25. Областная программа. Поддержка и развитие малого предпринимательства в

Новосибирской области на 2001-2003 годы. /htnt: //fff. –NOV. ST.md./ ttw/.

26. Об областной целевой программе содействия занятости населения Читинской

области на 2001 – 2003 г. Проект закона Читинской области.

27. Об областном государственном заказе. Проект закона Читинской области.

28. Проект программы социально-экономического развития Читинской области на

период 2000-2005 г.г.

29. Солодков М.В. Количественная оценка влияния региональных факторов на

уровень предпринимательской активности.//Вестник Иркутской Государственной

экономической Академии.- Иркутск, 1999.- №1, с. 35-43.

30. Егорова Н.Е. Моделирование деятельности малого предприятия,

функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом.

//Экономика и математические методы, 1999.-Т. 35, номер 2.-с.46-54.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.