РУБРИКИ |
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни |
РЕКЛАМА |
|
Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезниСестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезниАННОТАЦИЯ В данной работе освещена тема «Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни». Работа состоит из трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность выбора темы, цели и задачи. В первой главе дается клиническая характеристика язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Во второй главе рассматривается сестринский процесс, как новый вид деятельности сестринского персонала и о влиянии сестринского процесса на качество жизни пациентов. В третьей главе представлена характеристика обследуемых больных, описываются методы их исследования и выводы, полученные в результате работы. Также рассматривается роль медицинских сестер в восстановлении нарушенных потребностей у больных язвенной болезнью. В заключении сформулированы практические рекомендации. ВВЕДЕНИЕ «В кругу жертв язвенной болезни все чаще оказываются люди молодые, и даже подростки. Результаты профилактики и лечения этого недуга не удовлетворяют ни врачей, ни больных. Социальная цена заболевания все еще слишком высока. Естественно поэтому изучение причин болезни и ее обострений, путей предупреждения, поиски методов лечения больных относятся к числу актуальных задач и не только медицинской науки.» Е.И.Зайцева. Актуальность темы заключается в том, что среди заболеваний органов пищеварения язвенная болезнь занимает ведущее место. В структуре госпитализированных гастроэнтерологических больных, а также часто пользующихся листком нетрудоспособности, преобладают больные язвенной болезнью. Это свидетельствует о том, что указанная патология становится не только медицинской, но и важнейшей социальной проблемой. Уменьшить число рецидивов, добиться длительной ремиссии – важнейшая задача клинической медицины. Согласно данным различных авторов, частота рецидивов заболевания достигает 40-90%. Это, несомненно, связано также с тем, что диагностике и рациональному лечению данной патологии в период ремиссии уделяется недостаточно внимания. Многие люди не знают факторов риска язвенной болезни, не могут распознать у себя первые признаки заболевания, следовательно, не обращаются вовремя за медицинской помощью, не могут избежать осложнений, не умеют оказать первую помощь при желудочно-кишечном кровотечении. Внедрение сестринского процесса в деятельность медицинских сестер амбулаторно-поликлинических учреждений диктуется необходимостью повышения уровня обслуживания пациентов, приведения его в соответствие с современными требованиями. Язвенная болезнь – самое частое и распространенное заболевание, с которым сталкиваются участковые врачи и медицинские сестры нашей поликлиники в повседневной работе. Язвенная болезнь занимает не последнее место по обращаемости пациентов в поликлинику. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки доставляет страдания многим больным, поэтому считаю, что участковые медсестры под руководством участкового терапевта могут и должны проводить широкие профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, диспансеризацию и оказывать квалифицированную медицинскую помощь. МППУ «Поликлиника №2» обслуживает население микрорайонов Поповка- Киселевка в количестве 62 830 человек. Территориально население поделено на 32 участка, в том числе приписной участок. Приписной участок, на котором я работаю, имеет численность населения 1934 человека. Одним из аспектов моей работы, как участковой медицинской сестры, являются профилактические мероприятия, целью которых является сохранение и укрепление здоровья населения. Работа по диспансеризации – один из видов профилактической работы. Ее цель – оздоровление населения, снижение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни. Всего диспансерная группа составляет 189 человек. Заболевания органов пищеварения – 74 человека, в том числе язвенной болезнью – 29 человек. Из этого следует, что 39% заболеваний среди «Д» группы составляют заболевания системы пищеварения, и на долю язвенной болезни приходится 39% от заболеваний системы пищеварения. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ на участке №30 поликлиники №2 Структура диспансерных групп участка №30 поликлиники №2. [pic] Структура заболеваемости органов пищеварения участка №30 поликлиники №2. [pic] Учитывая все вышеизложенное, считаю, что данная проблема имеет большое социальное и экономическое значение. Сестринский процесс, как универсальная технология сестринского дела, может и должен быть использован участковыми медицинскими сестрами в своей трудовой деятельности для своевременного выявления и устранения фактического риска язвенной болезни, что позволит снизить уровень заболеваемости и уменьшить количество осложнений, а, значит повысить качество жизни пациентов. Настоящая работа имеет своей целью изучить проблемы пациента с язвенной болезнью и определить основные направления деятельности медицинских сестер в амбулаторных условиях. Задачи: - изучить современную литературу по язвенной болезни; - исследовать статистические данные по язвенной болезни на участке; - обосновать необходимость профилактики язвенной болезни на амбулаторно-поликлиническом этапе; - выявит проблемы пациента посредством анкетирования; - разработать рекомендации для участковых медицинских сестер по профилактике язвенной болезни; - разработать для пациентов памятку по питанию при язвенной болезни. Работа проводилась на базе МЛПУ поликлиника №2. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ О СУЩНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ Профилактика и лечение болезней в современном обществе представляет собой комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей путем повышения компенсаторно-адаптационных способностей организма, устранения причин и условий, вызывающих возникновение рецидива заболевания. Интерес к проблеме язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки обусловлен не только широким распространением данной патологии органов пищеварения, но и отсутствием достаточно надежных методов лечения, сводящих к минимуму возможного рецидива заболевания. Статистика свидетельствует, что язвенная болезнь - самое распространенное заболевание органов пищеварения и среди взрослого населения составляет в среднем 7-10%. Язвы двенадцатиперстной кишки встречаются в 4 раза чаще, чем язвы желудка. Среди больных с дуоденальными язвами мужчины значительно преобладают над женщинами, тогда как среди пациентов с язвами желудка соотношение мужчин и женщин оказывается примерно одинаковым. Заболевают в основном люди трудоспособного возраста. По данным медицинской статистики половина взрослого населения страны страдает гастритами и язвенной болезнью. Ежегодно от осложнений язвенной болезни и неадекватной терапии умирает в России около 6000 человек. При неправильном поведении (курение, злоупотребление алкоголем, пренебрежительное отношение к режиму питания) язвенная болезнь протекает тяжело, дает осложнения, а иногда приводит к инвалидности. Язвенная болезнь – хронически рецидивное заболевание, склонное к прогрессированию с вовлечением в патологический процесс других органов системы пищеварения с развитием осложнений, угрожающих жизни больного. КЛАССИФИКАЦИЯ Общепринятой классификации язвенной болезни не существует. С точки зрения нозологической обособленности различают язвенную болезнь и симптоматические гастродуоденальные язвы, а также язвенную болезнь, ассоциированную и не ассоциированную с НР. В зависимости от локализации выделяют: . Язвы желудка; . Язвы двенадцатиперстной кишки; . Сочетание язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. По числу язвенных поражений различают: . Одиночные язвы; . Множественные язвы. В зависимости от размеров язвенного дефекта: . Язвы малых размеров; . Язвы средних размеров; . Большие язвы; . Гигантские язвы. Способствуют развитию болезни и ее обострению: 1. длительное и часто повторяющееся нервно-эмоциональное перенапряжение (стресс); 2. генетическая предрасположенность, в том числе стойкое повышение кислотности желудочного сока конституционного характера; 3. предъязвенное состояние: наличие хронического гастрита, дуоденита, функциональных нарушений желудка и двенадцатиперстной кишки гиперстенического типа; 4. нарушение режима питания; 5. курение; 6. употребление крепких алкогольных напитков, некоторых медикаментозных средств (аспирин, бутадион, индометацин). За последние 10 лет произошли революционные изменения во взглядах на природу язвенной болезни. Была открыта бактерия Helicobacter pylori (Н.Р.), которая в настоящее время считается возбудителем хронического гастрита и принимает важнейшее участие в патогенезе язвенной болезни и рака желудка. Эпидемиологические данные свидетельствуют о том, что 100% язв двенадцатиперстной кишки и более 80% язв желудка связаны с присутствием Н.Р. К местным механизмам язвообразования относят снижение защитного слизистого барьера, замедление и нерегулярность эвакуации содержимого желудка. При этом заболевании больных часто беспокоят боли в животе, тошнота и рвота. Как правило, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки сопровождается нарушением работы печени, желчного пузыря и поджелудочной железы, а также нарушением деятельности толстого кишечника, что выражается учащением или задержкой стула. Наряду с этим, обострение язвенной болезни нередко сопровождается похуданием, изжогой, отрыжкой (иногда тухлым яйцом), чувством распирания и быстрым насыщением сравнительно небольшим количеством пищи. Следует считаться также и с возможностью бессимптномного течения язвенной болезни. По некоторым данным частота таких случаев может достигать 30%. К осложнениям язвенной болезни относятся: . кровотечение; . перфорация и пенетрация язвы; . развитие перивисцерита (спаечного процесса); . формирование рубцово-язвенного стеноза привратника; . малигнизация язвы. ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ В связи с внедрением в здравоохранении России семейной и страховой медицины, новой концепции развития здравоохранения, предусматривающей в частности перераспределение части объемов помощи и дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный, первичная медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профильную работу заключается в пользовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения. Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний. Еще Ф.Найтингейл выделяла одну из сфер ухода – это уход за здоровыми и важнейшей задачей медицинских сестер являлось «поддержание у человека такого состояния, при которой болезнь не наступает», то есть впервые был сделан акцент на необходимость участия медицинских сестер в профилактике заболеваний и сохранении общественного здоровья. В.Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний». Следовательно, медицинская сестра должна хорошо знать и уметь применять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решения проблем пациента. Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна обладать необходимым уровнем теоретических знаний, иметь навыки профессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринские манипуляции, используя современные технологии. Сестринский процесс – научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение потребностей человека, связанных со здоровьем. Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или) его близкими всех возможных проблем (о наличии некоторых из них пациент и не подозревает), помощь в их решении в пределах сестринской компетенции. Цель сестринского процесса – предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента. Сестринский процесс состоит из 5 этапов: 1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте); 2. сестринская диагностика (определение потребностей); 3. определение целей и планирование ухода; 4. реализация плана ухода; 5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости. Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса. I этап – сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи. Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека (см. приложение 1). Любое заболевание, в том числе язвенная болезнь, приводит к нарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей, что вызывает у пациента ощущение дискомфорта. Так как конечная цель работы медицинской сестры – это комфорт ее пациентов, она обязана выяснить, пользуясь специальной методикой сестринского обследования, нарушение удовлетворения каких потребностей служит причиной дискомфорта. Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу – сестринской диагностике. Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий момент. На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни. Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам – младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Сестринские вмешательства бываю 3 видов: 1. Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по назначению врача; 2. Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д. 3. Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и другими специалистами. Задача V этапа – определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия сестры. Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе. ГЛАВА 3 СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ. Работа медицинских сестер на участке заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей среды, в которой они живут и работают. Это требует от медицинских сестер определенных функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, а также профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры включает в себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в период реабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологические и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое. Медицинская сестра привлекает пациента, членов его семьи к самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость. Участие медицинской сестры в профилактической, лечкбно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях поликлиники, но и что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяют обеспечивать большую доступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции. Язвенная болезнь – это хроническое заболевание, которое длится месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь. Чаще улучшение бывает зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает людей в наиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая временную, а порой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная систематическая работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и лечении язвенной болезни. Сестре очень важно знать психологию пациента, его окружение – родственников, семью, так как медицинская сестра является гостем в доме пациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов. Знание факторов риска язвенной болезни позволяет проводить профилактику этого заболевания, сократить частоту обострений. У каждого человека свое представление о здоровье и болезни, и медицинская сестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание пациентом всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его отношения к собственному здоровью может быть целью сестринского вмешательства в профилактике язвенной болезни. Для исследования были взяты пациенты, состоящие на диспансерном учете по поводу язвенной болезни. Всем пациентам проводилось общеклиническое обследование, которое включало сбор анамнестических данных и данных физического исследования. Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетирование с помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста Шмишека. Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни» разделяют на группы соответственно категориям, формирующим понятие «общее качество жизни». В большинстве опросников таких категорий пять: - общее субъективное восприятие своего здоровья; - психическое состояние; - физическое состояние; - социальное функционирование; - ролевое функционирование. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у больных язвенной болезнью происходит снижение всех категорий «качества жизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния, ролевого функционирования и особенно физического состояния. 1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место: - боль (100%); - изжога (90%); - тошнота (50%); - рвота (20%); - запор (80%). 2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются: - дефицит знаний об особенностях питания и образа жизни при своем заболевании (80%); - угнетенность, апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о заболевании (65%); - беспокойство по поводу исхода заболевания (70%); - страх перед диагностическими исследованиями (50%). Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни» является объективным критерием в течение язвенного процесса, позволяющим индивидуализировать лечение и уход. Чаще всего пациенты не имеют реального представления о состоянии собственного здоровья, и медицинская сестра может повлиять на пациента, убедить его вести здоровый образ жизни, избегать факторов риска, которые могут привести к болезни. Медицинская сестра уже во время первой беседы с пациентом должна очертить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задача медицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так, чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта и непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем. Медицинская анализирует все полученные данные о пациенте, при этом учитывая замечания самого пациента по каждой проблеме, формирует совместно с пациентом его проблемы по факторам риска язвенной болезни, намечает цели и сестринские вмешательства. Целью сестринского вмешательства является улучшение самочувствие пациента. На I этапе сестринского процесса проводится сестринское обследование пациента. Для организации и осуществления качественного индивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о пациенте. При сборе информации необходимо использовать следующие источники данных: - распрос пациента; - распрос членов семьи и окружающих; - ознакомление с амбулаторной картой пациента; - физическое обследование пациента. Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 10 основных жизненно важных потребностей, так как цель ухода – создание условий для удовлетворения этих потребностей. Чаще всего пациенты, страдающие язвенной болезнью, предъявляют следующие жалобы: - боль в животе, - тошнота, - рвота, - изжога, - отрыжка, - запоры спастического характера, - нарушение сна, - повышенная раздражительность. Медицинская сестра выясняет также следующую информацию: 1. Семейный анамнез (генетическая предрасположенность); 2. Наличие хронических заболеваний (хронический гастрит, дуоденит); 3. Данные об окружающей среде (стрессовые ситуации, характер работы пациента); 4. Наличие вредных привычек (курение, употребление крепких алкогольных напитков); 5. Употребление некоторых медикаментозных средств (ацетилсалициловая кислота, бутадион, индометацин); 6. Данные о питании пациента (неправильное питание). На втором этапе сестринского процесса осуществляется постановка сестринских диагнозов. Цель диагностики – уловить все настоящие и потенциальные отклонения от комфортного состояния пациента. Анализируя полученную информацию о пациенте, медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых нарушено. У пациента с язвенной болезнью отмечаются нарушения удовлетворения потребностей: - в адекватном питании; - в физиологических отправлениях; - в нормальном сне; - в поддержании личной гигиены; - в безопасности. Затем медицинская сестра определяет проблемы пациента. Наиболее частыми являются: - дефицит знаний об особенностях питания (злоупотребление соленой, острой пищей, нарушение режима питания); - неправильное чередование труда и отдыха; - чрезмерное употребление алкоголя; - курение (20 сигарет в день); - неумение преодолевать стресс; - незнание факторов риска язвенной болезни; - непонимание необходимости изменить образ жизни; - беспокойство по поводу исхода заболевания; - незнание осложнений язвенной болезни; - дефицит знаний о язвенной болезни; - непонимание необходимости регулярного приема назначенных лекарств. На III этапе сестра приступает к планированию сестринской деятельности. Медицинская сестра разрабатывает индивидуальный план сестринских вмешательств. Но обязательно, обсуждая с пациентом ситуации и возможные способы ее исправления, медицинская сестра должна учитывать очень важный момент: пациент имеет право согласиться или отказаться от предлагаемого ухода после получения необходимой информации. Значит, он должен быть проинформирован обо всем, что с ним случилось, что с ним будут делать, о том, что он должен будет делать сам, а что его близкие, и дать на это согласие. Желательно, чтобы согласие пациента было зафиксировано в сестринском документе. Сестра решает все проблемы, которые ставит, и с которыми пациент согласен, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по порядку. Для каждой проблемы устанавливаются цели. 4 этап – реализация сестринских вмешательств. На данном этапе медицинская сестра обучает пациента, постоянно вдохновляет, ободряет и успокаивает его. По мере того, как выполняются сестринские вмешательства, все свои действия по решению данной проблемы медицинская сестра записывает в сестринскую историю болезни. На пятом этапе сестринского процесса медицинская сестра оценивает эффективность сестринского вмешательства и степень достижения поставленной цели и при необходимости производит корректировку. В завершении медицинская сестра сообщает пациенту результат оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми технологиями в процессе предоставления медицинских услуг. В этой связи очевидны преимущества внедрения сестринского процесса в сестринскую практику, так как сестринский процесс обеспечивает: - системный подход к организации сестринской профилактики заболеваний; - индивидуальный подход и учет всех личностных особенностей пациента; - активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении профилактики заболеваний; - возможность использования стандартов в профессиональной деятельности медицинской сестры; - эффективное использование времени и ресурсов медицинской сестры, сосредотачиваемых на основной работе пациента; - повышение компетентности, независимости, творческой активности медицинской сестры; - универсальность метода. Именно сестринский процесс может обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела и позволить улучшить качество жизни пациентов. Изучив современную литературу по язвенной болезни и исследовав статистические данные, можно сделать вывод, что у пациентов с язвенной болезнью имеется масса физиологических и психологических проблем. Именно медицинская сестра должна помочь человеку в трудной для него ситуации, мобилизовать свою волю, найти правильный путь в решении проблем, должна дать людям успокоение и надежду. Я, как участковая медицинская сестра, сталкиваясь с данной проблемой в своей повседневной работе, разработала рекомендации для участковых медицинских сестер по организации сестринского процесса при язвенной болезни и памятку для пациентов по лечебному питанию (см. приложения 2, 3 , 4). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Справочное пособие «Клиника, классификация и этиопатогенетические принципы противорецидивного лечения больных язвенной болезнью», Смоленск, 1997г. 2. Журнал «Сестринское дело», №2, 2000г., стр.32-33 3. Журнал «Сестринское дело», №3, 1999г., стр.30 4. Газета «Аптека для вас», №21, стр.2-3 5. «Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» под общей редакцией А.И.Шпирна, Москва, 2003г. 6. Отчет по диспансеризации, участок №30 за 2003 год. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Фундаментальные потребности человека 1. Нормальное дыхание. 2. Адекватное питание и питье. 3. Физиологические отправления. 4. Движение. 5. Сон. 6. Личная гигиена и смена одежды. 7. Поддержание нормальной температуры тела. 8. Безопасность. 9. Общение. 10. Отдых и труд. Приложение 2. Пример планирования сестринской деятельности. Дефицит знаний о язвенной болезни и о влиянии вредных факторов на здоровье пациента. Цель: пациент узнает факторы риска заболевания и научится их избегать. План: 1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблемы с пациентом ежедневно. 2.Медицинская сестра проведет беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки. 3.Медицинская сестра расскажет пациенту о вредном влиянии алкоголя, никотина и некоторых лекарственных препаратов (аспирин, анальгин). 4.При наличии вредных привычек медицинская сестра продумает и обсудит с пациентом пути избавления от них (например, посещение специальных групп). 5.Медицинская сестра порекомендует специальную литературу по язвенной болезни. 6.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом и родственниками о характере питания: а) принимать пищу 5-6 раз в день, небольшими порциями, тщательно пережевывая; б) избегать употребление продуктов, обладающих выраженным раздражающим действием на слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки (острая, соленая, жирная); в) включить в рацион белковые продукты, продукты, богатые витаминами и минералами, продукты, содержащие пищевые волокна. 7.Медицинская сестра объяснит пациенту необходимость диспансерного наблюдения: 2 раза в год. 8.Медицинская сестра познакомит пациента с человеком, адаптированным к факторам риска язвенной болезни. Приложение 3. Пример планирования сестринской деятельности Пациент не знает об осложнениях язвенной болезни Цель: пациент продемонстрирует знания об осложнениях и их последствиях. План: 1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем с пациентом. 2.Медицинская сестра расскажет пациенту о признаках, свидетельствующих о кровотечении (рвота, падение артериального давления, холодная и липкая кожа, дегтеобразный стул, беспокойность) и перфорации (внезапная резкая боль в животе). 3.Медицинская сестра убедит пациента в важности своевременного обращения к врачу. 4.Медицинская сестра обучит пациента необходимым правилам поведения при язвенной болезни и будет убеждать в необходимости их соблюдения: а) правила лекарственной терапии; б) устранение вредных привычек (курение, алкоголь). 5.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом об опасности самолечения (употребление соды). Приложение 4. Памятка пациенту с язвенной болезнью по организации лечебного питания Рекомендуется готовить пищу на пару или варить. Режим питания: пищу принимать 5-6 раз в сутки небольшими порциями, в теплом виде (t=40-50°С), тщательно пережевывая. Исключить: острое, соленое, консервированное, копченое, жирное, жареное. |Рекомендуемые продукты |Нерекомендуемые продукты | |Хлеб пшеничный из муки в/с и 1с |Ржаной хлеб, свежий, сдоба | |вчерашней выпечки, сухари | | |Мясо нежирное (на пару, вареное) |Жирные и жилистые сорта мяса | | |(баранина, гусь, утка), в жареном, | | |тушеном виде | |Рыба нежирная (окунь, хек, треска, |Жирная рыба (осетрина, лососина, | |лещ) в вареном и паровом виде |семга), соленые, копченые, жареные, | | |тушеные консервы | |Яйца всмятку, паровые яичницы и омлет |Жареная яичница, омлет, яйца вкрутую, | |(2 яйца в день) |сырой яичный белок | |Молоко цельное, сливки, однодневный |Молочные продукты с высокой | |кефир, некислый творог, сметана, |кислотностью, острые, соленые сыры | |неострый сыр тертый | | |Сливочное несоленое масло, |Маргарин, жир, нерафинированное | |рафинированное растительное масло |растительное масло | |Крупы: манная, рис, гречневая, |Пшено, перловка, ячмень, бобовые, | |овсяная. Каши полувязкие, макароны |рассыпчатые каши, цельные макароны | |мелкорубленые отварные | | |Картофель, морковь, свекла, цветная |Белокочанная капуста, репа, щавель, | |капуста, сваренные и протертые |лук, огурцы соленые, квашеные и | | |маринованные овощи, грибы | |Спелые и сладкие ягоды и фрукты, |Кислые, неспелые фрукты и ягоды, | |зефир, кисель |шоколад, халва, мороженое | |Некрепкий чай, кофе с молоком, соки из|Газированные напитки, квас, черный | |фруктов и ягод, отварной шиповник |кофе, соки кислых ягод и фруктов | ОГЛАВЛЕНИЕ: Аннотация………………………………………………………….2 Введение……………………………………………………………3 Глава 1. Понятие о сущности и распространенности язвенной болезни………………………………………………….7 Глава 2. Понятие о сестринском процессе……………………..10 Глава 3. Сестринский процесс как метод решения проблем при язвенной болезни……………………………………………14 Заключение……………………………………………………….20 Приложения………………………………………………………22 Список литературы………………………………………………27 |
|
© 2007 |
|